Электроленд

год 2015 - Продолжая дело отца

Продолжая дело отца

Балалайка во всем мире считается одним из главных символов России. В первой половине XX века Курск славился на всю страну музыкантами, играющими на русских народных инструментах. Создателем самого известного курского оркестра был музыкант-самородок Василий Ключаров, известный на всю округу как виртуоз-балалаечник. В послевоенные годы он научил играть на балалайке, домре, гитаре сотни курских мальчишек. Одни воспитанники дяди Васи стали знаменитыми музыкантами, другие, хоть и не стали профессиональными исполнителями,  на всю жизнь сохранили любовь к народным инструментам.

Как вспоминает внучка Василия Ключарова Наталия Кобелева, в детстве дедушка Василий отличался от братьев и сестер, коих в семье было 11, тем, что у него рано проявились способности к музыке. Родители отдали мальчика обучаться игре на балалайке в оркестр, которым руководил известный балалаечник, друг и сподвижник Василия Васильевича Андреева – Николай Тимофеевич Успенский – уроженец Курска. Успенский познакомился с Андреевым во время приезда его коллектива в наш город, и с 1908 года он стал солистом Великорусского оркестра, гастролируя с ним в России, Англии, Франции, Америке.

В те годы заниматься музыкой было очень непросто. Семья Ключаровых жила в Казацкой слободе. Случалось, что Васе приходилось заниматься на чердаке, чтобы не будить младших братишек и сестренок. И все же мальчик делал успехи, но дальше оркестра дело не пошло – отец считал, что сыну нужна «серьезная» профессия. И он выучился печатному делу. Работал Василий в городской типографии. Но с музыкой не расстался. В 1924 году организовал оркестр народных инструментов при своем предприятии, проявив организаторский талант и природный артистизм.

После напряженного рабочего дня печатники, линотиписты, метранпажи брали в руки баяны, домры, балалайки, и на смену грохоту печатных машин приходили лирические и задорные народные мелодии. В семейном архиве есть фотографии тех лет. Среди них – «первая ласточка» – оркестр, с которого началось движение по созданию музыкальных коллективов в учебных заведениях, на предприятиях, в домах культуры... Они появились в клубе кожевников, на комбинате «Пищевик», в артели легкой промышленности «Большевик», в школах ФЗУ. И везде – шквал  аплодисментов.

Музыка была главным делом его жизни, он, невзирая на трудности, окончил музыкальные курсы. Его бурную деятельность прервала война. Однако, сражаясь на фронте, Василий Ключаров умудрялся в промежутках между боями заниматься любимым делом – обучать бойцов игре на музыкальных инструментах, создать военный оркестр. После войны Ключаров вернулся к прежней деятельности. У большинства местных мальчишек отцы погибли на фронте, и он учил их играть на музыкальных инструментах. Именно тогда пацаны стали называть его «дядей Васей».

Многие ученики дяди Васи сами стали впоследствии руководителями оркестров. Среди них много профессиональных музыкантов – Григорий Львович, Лариса Дремина, Валерий Козлов, Алексей Мамонтов, Михаил Осеневич, братья Копейкины... Занимался он и с собственными детьми. Сын Валентин Васильевич, ставший известным музыкальным мастером, лауреатом Всероссийского конкурса мастеров балалайки и домры, вспоминал, как на репетиции не мог удержать контрабас. На этом солидном инструменте он начал играть с семи лет.

 – У отца были хорошие инструменты – среди них  и уникальная балалайка работы Ивана Абрамовича Зюзина. Ребята, бывая у нас дома, с трепетом брали их в руки, – вспоминал Валентин Васильевич. Тогда же сложилось особое духовное братство учеников Василия Ключарова. После его смерти в 1978 году еще лет десять бывшие ученики ежегодно собирались в день памяти учителя и ходили на его могилу.

Прошли годы, десятилетия, и в наше время традиции отца продолжил сын – Валентин Ключаров. Лауреат Всероссийского конкурса мастеров балалайки и домры Валентин Васильевич знает все об этих  инструментах. Из поистине золотых рук Валентина Ключарова выходят звучные национальные инструменты – щебетуньи, как звали их в народе. Отработав большую часть жизни на заводе, Валентин Васильевич в шестьдесят лет смастерил первую балалайку в память об отце-музыканте. Этот инструмент, сделанный по журнальному самоучителю, до сих пор хранится в Курском колледже-интернате. За семнадцать лет мастер изготовил три десятка балалаек – по одной-две в год. Валентин Васильевич считает, что поточность в таком тонком деле ни к чему хорошему не приведет. Далеко за пределами России знают ключаровские инструменты. Они звучат во Франции и Германии, на Урале и в Сибири. Даже в знаменитом ансамбле Людмилы Зыкиной «Россия» слышится голос ключаровской балалайки.

В 2015 году продолжатель дела знаменитого отца Валентин Ключаров стал лауреатом «Курской антоновки» в номинации «Золотые руки».

Музыкантов, играющих на балалайке не так уж много, а мастеров, владеющих секретами изготовления этого народного инструмента, в стране и вовсе по пальцам можно пересчитать. Курску в этом плане повезло.

 

Joomla