Электроленд

КУРСКИЙ КРАЙ КАК СИМВОЛ СТОЙКОСТИ, ДОБЛЕСТИ И СВЯТОСТИ

 

Владимир КУЛАГИН,

писатель, публицист,

член Союза писателей России,

«Человек года» 2004 

в номинации «Творчество»

 

На перекрестке веков

 

У каждого народа – своя история, свои герои, своя память. Древний курский край с его соловьиными трелями – часть славной истории русского народа.

И от этой пристани, причала самой истории отправимся в глубь веков, на свидание с прошлым курской земли. Оно удивительно многоцветно, разнообразно, необъятно и поучительно. Потому что здесь сошлись культурные и экономические пути разных веков, но одного народа.

            Волею самой судьбы курская земля стала символом стойкости духа, доблести, святости и веры. Колыбелью для тысяч талантливых людей – князей, купцов, губернаторов, полководцев, педагогов, священнослужителей, ученых, писателей, поэтов, певцов, композиторов, народных умельцев, артистов…И даже президентов России.

          И это не случайно, потому что земля курская несет на себе все изгибы, раны и величие минувших веков: войны и пожары, голод и революции, разрушения и реформы, утраты и обретения, падения и взлеты…

Год рождения Руси историки относят к 882 году новой эры, когда на правлении был великий из варягов - князь Олег, сумевший объеденить русские земли в единую Русь.Го

      

         «О, светло светлая и красно украшенная земля Русская!»- восхищался наш древний предок. Это и о нас, о нашей священной курской земле, частице великой России.

       К счастью, о курском крае сохранилось немало драгоценных свидетельств, предметов материальной культуры, дающих возможность в лабиринтах ушедшего тысячелетия проследить сложную судьбу соловьиного края России.

       В ходе археологических раскопок на территории области выявлены дославянские памятники (Гочево, гора Ивана Рыльского и другие места раскопок) – стоянки древних людей, селища, могильники.  В них обнаружены сотни бесценных находок: изделия из бронзы и железа, свинца и кремня, из кости, стекла и глины – бусы, браслеты, наконечники стрел, сосуды, пряльца, замки, цепи, шпоры, иглы, тигли и другие свидетельства материальной культуры племен, удаленных от нас почти на 2,5 тысячи лет.

       Все это позволило ученым сделать бесспорный вывод о том, что предки курян жили на пересечении всех основных славянских потоков. Праславяне двигались из днепровского лесостепного левобережья на северо-восток в бассейны рек Сейма, Псела, Сулы, Десны, Оки и с севера на юг, объединяясь и распадаясь, но сохраняя при этом в себе все доминирующие признаки славянства.

       И предки курян – славяне, как составная часть древнерусского славянства, сформировались в VIII - IX веках новой эры. Хотя появились в Посеймье столетия на два раньше. На карте знаменитого греческого астронома, составленной древним ученым примерно во II веке новой эры, левые притоки Днепра носили современные названия – Сейм, Псел, Десна…И были города Путивль с Рыльском на Сейме. А жители этих земель назывались «борисфенитами», то есть славянами-земледельцами.

       И по свидетельству летописных источников, уже в начале VIII века запад Курской области, где, к примеру, располагались рыльские земли, был густо заселен древнерусскими славянами. Это были люди оседлые, землепашцы, рыболовы, охотники, неплохо владевшие различными ремеслами: ткачество, обработка дерева, резьба по кости; умели они делать и оружие, гончарные изделия.

       А с возникновением Киевской Руси и присоединением к ней Присеймья на курско-рыльских землях стали быстро расти крупные по тем временам укрепленные поселения. Это диктовалось необходимостью держать надежную оборону от опустошительных и унизительных набегов восточных кочевников.

       Но с другой стороны, через курские земли пролегал Сеймско-Окский водный путь,  имеющий очевидные выгоды перед Днепровским путем: здесь суда шли водой, без изнурительного волока по суше. Днепр – Десна – Сейм – Свапа – Самодуровские озера – Ока – Волга – Каспийское море…

В те времена это была единая и мощная водная система. И на этом великом водном пути стояли города Чернигов, Путивль, Курск, Рыльск, Севск, Новгород-Северский, а через Днепр Курск и Рыльск были связаны с Киевом и Смоленском…

       С принятием в 988 году Русью христианства древнейшие курские города – Курск (первое письменное упоминание о нем относится к 1032 году в «Жизнеописании Феодосия Печерского») и Рыльск (впервые назван в Ипатьевской летописи под годом 1152) заняли достойное место и среди духовных центров, несших православную веру кочевникам на восточных рубежах Древнерусского государства.

       Куряне были или участниками, или свидетелями всех важнейших событий не только Древней Руси, но и Московского государства, и Российской империи…

       О высокой боевой выучке курян повествуется в знаменитом «Слове о полку Игореве» (кстати, некоторые историки предполагают, что автором этого великого памятника русской литературы 12 века мог быть курянин). Курский князь Всеволод и его рыльский коллега 18-летний князь Святослав Олегович, как известно, в 1185 году участвовали в драматическом походе Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев. Князь Всеволод  высоко отзывался о своей дружине: «А мои куряне – ратники бывалые, под трубами повиты, под шеломами всхолены, с конца копья вскормлены, пути им ведомы, овраги им знаемы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли изострены, сами скачут, будто серы волки по полю, князю славы ища, чести – себе…».

       Бились храбро куряне с иноземцами и в знаменитом сражении в 1223 году при Калке: « И двинулись в степь со своими ополчениями князья Курский, Путивльский и Рыльский…», - свидетельствует летописец.

       Став центрами удельных княжеств, Курск и Рыльск стойко перенесли и междуусобные стычки русских князей и опустошительное монгольское нашествие хана Батыя. Никоновская и Лаврентьевская летописи 1283-1284 годов неопровержимо свидетельствует: куряне выстояли!

       Достойно перенеся все тяготы и невзгоды, Рыльск (1500 год) и Курск (1508 год) вошли в состав ценрализованного Русского государства со своими княжествами, оставаясь по-прежнему южными форпостами Руси на границе с Диким Полем и Речью Посполитой. Это был поистине мудрый шаг курян: их пример сослужил добрую службу в укреплении Русского государства в один из самых сложных периодов в его истории – мощного давления на Русь Золотой Орды и Литвы с Польшей.

       Отсюда, с курских земель, начинались походы русских дружин на крымских татар, поляков, литовцев. Курский край давал приют и крестьянам, и ремесленникам, бездомным и холопам, которые толпами тянулись на юг, спасаясь от произвола чиновного люда Москвы-столицы и ее окрестностей. Многих гнал сюда и голод, охвативший центральную Русь в 1601 и 1603 годах.

Ишла по Руси молва о курском крае как боевом, хлебосольном, торгующем, растущем…

А когда Курск стал военно-административным и хозяйственным центром на юге страны, роль курян в жизни государства возрастала с каждым годом.

И поныне память горожан хранит названия курских слобод, говорящие о боевой выучке и стати города, - Солдатская, Рассыльная, Стрелецкая, Пушкарная, Казацкая…

       В Курске в начале XVI века находился самый многочисленный среди юго-восточных укреплений Русского государства гарнизон, который под командованием воевод Ивана Волынского и Петра Ромодановского выдержал жесточайшие осады польско-литовских захватчиков в 1612, 1618, 1633 и 1634 годах, сорвав преступные планы интервентов и оказав ощутимую помощь Москве в освобождении от польского владычества.

      

И гордое звучание имен

 

         На крутых виражах истории земля курская – явление уникальное, не глухая провинция, а очаг высокой, самобытной и яркой культуры. Кого-то из этой истории неосмотрительно вычеркивали, кого-то триумфально возносили и не всегда заслуженно. Но у времени свой ритм, свой счет, свой суд и правда. И ныне мы можем без всякой оглядки на конъюнктурных переписчиков истории назвать имена курян, составляющих гордость и славу соловьиного края России.

       Мы порой с трудом пробиваемся, по сути, к простой истине, что гуманизм не бывает абстрактным, он всегда личностен. И все знаменитые куряне – прежде всего великие гуманисты. У них мы учимся мыслить широко, видеть далеко, чувствовать глубоко.

       Первый известный по имени курянин Феодосий Печерский, один из основоположников монашеского жития на Руси, вместе со своим братом Антонием заложивший нравственно-религиозные основы российской государственности, был причислен к лику святых еще в 1108 году.

       А самым великим подвижником благочестия и боголюбия последних веков, неутомимым молитвенником за Россию был преподобный Серафим Саровский (в миру - Прохор Машнин, сын курского купца), канонизированный в 1903 году. Старец видел смысл жизни христианина в «стяжании святого духа» и верил, что «Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе».

       Знаменательно, Феодосий Печерский мирил русских князей в годы междоусобных распрей; Сергий Радонежский сплачивал Русь в борьбе с непрошенными гостями; а Серафим Саровский избрал путь духовного самосовершенствования. И все они стали для России оплотом духовности и святости.

       Одну из господствующих высот на культурной ниве занимает знаменитый курянин,  великий трагик Михаил Щепкин. Будучи крепостным графа Волькенштейна, он дебютировал на курской сцене более двух столетиий тому назад. Домом Щепкина называют Московский малый театр, а современник актера писатель А.Герцен замечал: «Он создал правду на русской сцене».

Ныне наследие великого актера служит надежной опорой творческим коллективам одного из старейших театров России (в 2019 году он отметил свое 227-летие) Курского областного драмтеатра им. А.С.Пушкина, областного театра кукол и театра для юношества «Ровесник». На курских сценах шумят премьеры. В репертуарах – классика и современность, драмы и комедии, водевили и трагедии. Для взрослых и детей, на все вкусы и все времена. Живая театральная стихия захватывает и коренных жителей, и гостей Курска.

       У курского очага истинно русской культуры – народных песен, танцев, обрядов согревались сердца и набирали силу таланты таких прославленных на весь мир курян, как Надежда Плевицкая и последний из гениев русской музыки XX столетия Георгий Свиридов.

       Надежда Плевицкая подняла на достойную высоту силу и красоту народных песен и романсов. Поклонниками ее таланта были новатор театрального искусства Константин Станиславский, великие русские певцы Леонид Собинов и Федор Шаляпин, последний русский монарх Николай - Второй, композитор Сергей Рахманинов, поэт Сергей Есенин, скульптор Сергей Коненков.

Георгий Свиридов, один из благороднейших сынов курской земли, как никто другой, владел тайнами красивого, выразительного, всепоглащающего звука. В его бессмертных произведениях «Отчалившая Русь» на стихи С.Есенина, цикл «Курские песни», музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель», «Патриотическая оратория», поэма для голоса и фортепиано «Петербург», поэма «Памяти Есенина», хоровой концерт «Пушкинский венок», пронзительные духовные песни в полную силу звучат то эпической масштабностью, то камерным и тонким диалогом с миром.

Под пронизывающими все культурное пространство Курского края лучами этих двух гениальных музыкантов - Н.Плевицкой и Г.Свиридова - выросли десятки талантливых вокалистов, композиторов, хоровых дирижеров и исполнителей музыкальных произведений.

Среди них певцы Иван Суржиков, Надежда Крыгина, Людмила Козлова, Надежда Пикуль, Ирина Стародубцева, пианисты Виктор Хмелевской и организатор фестиваля «Джазовая провинция» Леонид Винцкевич. Дирижеры Григорий Львович и Сергей Проскурин. Композиторы Федор Голцев, Владимир Пальчун, Юрий Пятовский. Музыковеды Ида Татарская и Елена Спасская, создатель и бессменный руководитель известной в Европе хоровой капеллы «Курск» Евгений Легостаев, организатор и руководитель инструментального ансамбля «Русская мозаика» Юрий Ткачев и рано ушедший из жизни талантливейший музыкальный импровизатор, баянист-виртуоз Виктор Гридин, организатор музыкальных фестивалей имени Г.В.Свиридова Леонид Марченко. И создатель старейшего народного хора Станислав Чаговец.

       Народное творчество Курского края на протяжении многих столетий притягивало и волновало умы не только краеведов, филологов, фольклористов, но и музыкантов. Интерес к курскому фольклору не утрачен и поныне,  он  подпитывается душевной наполненностью и простотой народного слога, неповторимостью музыкальной ритмики.

       Именно самобытность фольклорного искусства соловьиного края стала сердцевиной целой дюжины международных и Всероссийских фестивалей народного творчества: «Карагод», «Край соловьиный», «Курские родники», Праздник частушки», «Дежкин карагод» (в честь Надежды Плевицкой), «Родничок», «Весна Курского края», «Красная горка», «На Троицу», «Студенческая весна», «Московская осень».

       Самодеятельный коллектив народных музыкантов из села Долженково Обоянского района покорял ценителей фольклорного искусства в Большом зале Московской консерватории, Государственного кремлевского дворца; а фольклорный ансамбль села Плехово Суджанского района тронул сердца американцев на Международном фестивале искусств в Нью-Йорке.

       Чистоту русских обрядов, народных песен хранят десятки детских фольклорных коллективов, которые регулярно собираются в Курске на фестивали русских хоров и ансамблей.

       Яркими очагами музыкальной культуры курян были и остаются церковные певческие школы. В Курской епархии в начале XIX века славился архиерейский хор, первым регентом которого был талантливый дирижер М.Петропавловский.

       Церковная музыка стала составной частью многогранного творчества Георгия Свиридова. После 70-летнего притеснения церкви на курской земле с 1987 года стали возрождаться хоровые коллективы при храмах. Ныне здесь славится своим неповторимым искусством мужской хор Знаменского кафедрального собора, в Курской духовной семинарии действуют мужской и женский хоры, а по великим праздникам собирается многоголосый архиерейский хор Курской епархии.

       Современный Курск – один из крупных центров хорового искусства России и Европы. Здесь профессор Евгений Легостаев создал один из лучших любительских хоров Европы – капеллу «Курск» (1987 год) и одноименную Детскую капеллу, хор Курского государственного университета. Успешно выступают на российских сценах хоровые коллективы колледжей культуры, музыкального и музыкально-педагогического, народный хор имени С. Чаговца.

       На курской земле рождались, жили, выходили на мировые просторы культурной жизни и многие мастера живописи, ваяния, архитектуры.

       В Курске было представлено четыре выставки художников-передвижников: 1876, 1886, 1891 и 1899 годы. Активно действовало Товарищество курских художников. Здесь, в окрестностях Курска, Илья Репин собирался с силами и делал натурные зарисовки для своей знаменитой картины «Крестный ход в Курской губернии».

       В соловьином крае, в имении известного скульптора Евгения Лансере окреп талант замечательной художницы минувшего столетия Зинаиды Серебряковой.

       Не исключено, что именно в Курске вызрела идея неувядаемого шедевра абстрактного искусства «Черный квадрат» Казимира Малевича, который в 1896 – 1904 годах трудился в Курском управлении Московско-Киевско-Воронежской железной дороги и состоял в Товариществе курских художников. В те же годы он венчался в Курском католическом храме.

       Благотворное влияние оказал Курск и на творчество скульптора Веры Мухиной. Она здесь окончила частную гимназию и постигала песенную культуру края; Вячеслава Шварца, чье искусство стало важным этапом в развитии русской исторической живописи; самобытного художника Ефима Чепцова, Дом-музей которого открыт на его родине – в поселке Медвенка под Курском.

       Многие поколения школьников помнят выразительные иллюстрации к произведениям А.Пушкина, Л.Толстого, А.Чехова, В.Бианки, автором которых был курянин Соломон Бойм. Его работы и поныне экспонируются в Домах-музеях Л.Толстого в Ясной Поляне и А.Чехова в Мелихове.

       Курск был родиной и стартовой площадкой ученика В.Фаворского, народного художника СССР, лауреата Ленинской премии, Героя Социалистического Труда, непревзойденного романтика и новатора в живописи XX столетия Александра Дейнеки. Ему были подвластны и холст, и мозаичные панно, и фрески, и лепнина, и гравюра…В Курской картинной галерее, носящей имя А.Дейнеки, собрана одна из крупнейших коллекций работ живописца (около 800 экспонатов!), среди которых «Портрет Вялова», «В воздухе», «Итальянский мотив», масса графических работ, акварелей, эскизы мозаики для станции «Маяковская» Московского метро.

       Кстати, Курская картинная галерея уже перешагнула свой 80-летний порог, ее первым директором был известный курский художник Петр Лихин. А на улице Кати Зеленко в 1992 году была открыта первая в области частная галерея «АЯ» талантливого художника и коллекционера Олега Радина, ставшая  выставочным центром современной живописи, встреч художников, фотомастеров, краеведов и журналистов… Художники, примкнувший к галерее «АЯ», объединились в творческий союз «Провинция». Второй выставочный зал Союза художников России находится на ул. Дзержинского, рядом с Красной площадью, где открыта галерея Почетных граждан Курска.

       Традиции курской художественной школы развили такие мастера кисти, как Михаил Шорохов, Михаил Заутренников, Анатолий Шавлов, Николай Хистев, Владимир Парашечкин, Евгений Зайцев, Владимир Дайбов, Владимир Раздобарин, Василий Ерофеев, Ирэна Андреева, Виктор Кизилов, Валерий Цимбулов, Михаил Золотых и другие живописцы области.

       Курская земля подарила миру замечательного скульптора, народного художника России, лауреата премии имени И.Е.Репина Вячеслава Клыкова. У всех его работ трудная судьба. Ему запрещали использовать в творчестве религиозную символику, в его скульптуры стреляли, их взрывали. Но Мастер выстоял. Ныне его работы можно встретить в Москве, Курске, Белгороде, Саратове, Перми, Дивееве, в греческих Салониках…А на его родине в селе Мармыжи Черемисиновского района в 2008 году был открыт музей имени выдающегося ваятеля.

       Ярко проявился на курской земле талант курских зодчих Владимира Бартенева, Николая Криволапова, Игоря Минина, архитекторов Алексея Шуклина, Марка Теплицкого, Виктора Семенихина, Николая Власенко, Олега Заутренникова, Валерия Михайлова…

       Славен Курский край именами и талантливых писателей и поэтов. На литературном Олимпе уверенно закрепились такие курские писатели и поэты, как Аркадий Гайдар, Константин Воробьев, Евгений Носов, Александр Харитановский – прозаик и его сын Александр Харитановский - поэт, Валентин Овечкин, Юрий Герман, Мария Марич, Николай Асеев, Василий Алехин, Алексей Шитиков, Николай и Вадим Корнеевы, Владимир Детков, Егор Полянский, Николай Шадрин, Николай Гребнев, Александр Балашов, Юрий Першин, Юрий Асмолов, Борис Агеев, Виктор Давыдков, Геннадий Александров, Евгений Латаев, Евгений Карпук, Валентина Коркина, Николай Пахомов, Юрий Бугров, Владимир Степанов, Сергей Малютин, Федор Панов, Тамара Грива…

У каждого из них своя творческая судьба. Многих из них, к сожалению, уже нет среди нас. Но   все вместе они – лучшее свидетельство тому, что на курской земле сошлись сотни славных имен достойнейших сынов и дочерей России. Они представляют разные эпохи, но всех их объединяет бескорыстное служение Отечеству.

       Курская земля – это колыбель сильных умом и телом личностей. Спортивный мир знает имена прославленных спортсменов - курян. Велосипедиста Евгения Клевцова, первым из курян проложившего дорогу на Олимпийские игры. Чемпионов Олимпиад в Монреале Валерия Чаплыгина (велосипед) и в Москве Николая Солодухина (дзюдо). Основателя курской школы картингистов Льва Кононова. Чемпиона мира и победителя Олимпийских игр по боксу Александра Поветкина. Бронзового призера мира по метанию молота Ильи Коновалова. Чемпионку мира в беге на 100 метров Валентину Ляхову и ее подругу Аллу Жиляеву. Чемпиона Европы в беге на 100 километров и призера кубка мира в сверхмарафоне Игоря Тяжкороба. Лучшей суматори Европы Олеси Коваленко. Олимпийских чемпионок и многократных чемпионок мира и Европы, России рапиристок Евгении Ламоновой и Инны Дериглазовой. Их современниц Ольги Лобынцевой, Яны Рузавиной, Юлии Бирюковой. Парашютистов, чемпионов международного класса отца и сына Ивана и Максима Долженковых.

Ныне в Курске создан Центр по фехтованию, а курская школа фехтования с ее прославленным тренером, Человеком года Ильдаром Мавлютовым прославилась на весь мире.

       Широко в мире куряне славятся также народными промыслами. Во многих странах и континентах известны имена курских мастериц знаменитой кожлянской глиняной игрушки Ольги Дериглазовой и Валентины Ковкиной, которые сохранили этот промысел, уходящий своими корнями в глубь веков. Бесхитростные изделия этих мастериц – кувшины, свистульки, собачки, кошечки, петушки, индейки, всадник на лошадке, барыня-купчиха становятся в их руках настоящими произведениями искусства и расходятся по всему миру.

       А в городе Суджа творит народный умелец Юрий Спесивцев, гончарные изделия которого выставляются на многих престижных выставках и «оседают» в коллекциях ценителей народного творчества. А работы его ученицы, самой молодой народной мастерицы Курского края Евгении Евглевской можно встретить в картинных галереях, музеях не только Курска, но и Орла, Сочи, Санкт-Петербурга, Москвы, Германии, Голландии, Америки и даже Африки.

И вот уже два десятилетия ведет свою благородную летопись областной конкурс общественного признания «Человек года» - Курская антоновка. Среди победителей около 300 достойнейших сынов и дочерей Соловьиного края: Герои Советского Союза и Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена «Слава», семейные династии, священнослужители, ученые и труженики заводов и фабрик, полей и ферм, строители и железнодорожники, педагоги и деятели культуры, офицеры и рядовые,  судьи и прокуроры, художники и музыканты, артисты и писатели, студенты и школьники, спортсмены и мастера народного творчества….Целое созвездие славных наших земляков!

       … Шли времена, сияли имена…И чем дальше уходят от нас эти годы и эти люди, тем очевиднее становится, что наследие земли курской уникально, это – явление во всей российской    культуре и истории, до сих пор оказывающее благотворное влияние на наше мировоззрение, умы, духовность. Наследие богатое и открытое для всех, кто ступит когда-либо на эту землю.

 

Созидатели и победители

 

Мы часто бежим за убегающим веком в надежде догнать и вернуть наше прошлое. Это вполне понятные и естественные устремления современников. Выстраивая свое настоящее и прогнозируя будущее, мы пристально вглядываемся в минувшее, в деталях и частностях пытаясь постичь наши исторические корни.

       В знаменитом «Слове о законе и благодати» (XI век) сказано: не в худой и в неведомой земле владычествовали, но в Русской, что ведома и слышима есть во всех концах земли…

       Куряне питались духовным,  культурным и экономическим богатством Древней Руси. Выгодные торговые пути, тучные черноземы, неисчерпаемые подземные сокровища – все это предопределило бурную экономическую жизнь Присеймья на многие века вперед. А если учесть, что куряне изначально люди - сильные умом и трудолюбием, любознательностью и основательностью, то нетрудно понять, что все это богатство, данное курской земле самой Природой, попало в надежные руки.

       Губерния Курская, по замечанию видного историка, курянина, академика Николая Дружинина, была самой крупной купеческой, дворянской и помещичьей в России. И не случайно сюда наведывались царствующие особы – Петр I, императрица Екатерина Великая, императоры Александр II, Николай I, Александр II, последний российский монарх Николай II. Бывали здесь Н.В.Гоголь, А.П.Чехов, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, В.Г.Белинский, Ф.И.Тютчев, П.И.Чайковский, а Александр Бородин писал в Курске свою знаменитую оперу «Князь Игорь».

       Да и в XX веке куряне общались непосредственно на своей земле с персидским шахом Муззафаром – Эддин – Ханом, писателем Максимом Горьким, поэтом Владимиром Маяковским, певцами Федором Шаляпиным, Леонидом Собиновым, Надеждой Неждановой, Ириной Архиповой, Александром Ведерниковым, Марией Биешу, Патриархами Московскими и Всея Руси Алексием IIи Кириллом, главами СССР Никитой Хрущевым и Михаилом Горбачевым, президентами пореформенной России Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым.

       Начало расцвета курских городов – Курск, Рыльск, Льгов, Суджа как заметных торговых центров юго-западной России историки относят к XVIII веку, когда в государстве формировался всероссийский рынок, а эти курские города удлиняли торговые пути, выводя их далеко за пределы Москвы, Киева – на Урал, в Сибирь, в Англию, Австрию, Персию и Америку...

       Куряне торговали шерстью, медом, хлебом, пенькой, пухом, воском, анисом, конопляным маслом, рыбой, икрой, свечами, фруктами, шелковыми и суконными тканями…

       Говоря о богатейшем пласте купеческой культуры, прежде всего следует сказать о том, что курские купцы были людьми одаренными, чтили прошлое, имели ясные ориентиры и верные нравственные представления о будущем родной земли, как частице Великой России. В память о себе они оставили в курских городах торговые ряды, храмы. парки, лучшие дома, дороги, богадельни, учебные заведения…От них исходило доброе и полезное.

       Но и среди них были звезды первой величины. Такие, как потомственный купец из рыльских пушкарей и торговцев Григорий  Шелихов и его наставник в делах торговых курский купец Иван Голиков, который первым из курян освоил торговые пути в Иркутске, Чукотке, Камчатке и других территориях Тихоокеанского побережья.

       Г.Шелихов стоял у истоков и первой Российско_- Американской торговой компании, созданной в 1799 году, четыре года спустя после его неожиданной смерти на 49 году жизни 20 июля 1795 года. Эта компания способствовала приумножению не только русского торгового капитала, но и развитию просвещения, морского дела, естественных наук.

       Восхищает стремительность приближения Курского края к достижениям цивилизации и прогресса. В 1775 году город Курск преобразован из уездного города в губернский. А спустя четыре года было образовано Курское наместничество, включавшее в себя Курскую, Орловскую, Малороссийскую, Слободско-Украинскую губернии.

       И с этого времени начался своеобразный ренессанс во всех областях жизни курян.

       В XIX и XX веках куряне вносят заметный вклад в развитие отечественных науки и культуры, военного искусства. Курский астроном-самоучка, первый почетный гражданин города Федор Семенов составил таблицу лунных и солнечных затмений на 170 лет вперед, вплоть до 2001 года! А Софья Переяславцева первой среди женщин России заняла «трон» зоолога; у истоков отечественной венерологии стоял тоже курянин Вениамин Тарковский. Первый в мире ветродвигатель изобрел внук астронома Ф.Семенова Анатолий Уфимцев.

       Заметный вклад в развитие российской и мировой медицины внесли земляки курян хирург Павел Андросов; физиолог, ученик академика Ивана Павлова Борис Бабкин; военный хирург Николай Коротков, первым в мире открывший метод измерения артериального давления с помощью слуха; микробиолог-иммунолог Виктор Недригайлов, организатор массового изготовления противодифтерийной сыворотки.

       Среди выдающихся математиков и физиков мир знает таких ученых, родившихся на курской земле, как Борис Букреев, создатель школы русских математиков; Владимир Ветчинкин, крупный специалист в области аэродинамики; Василий Петров, основоположник мировой электротехники, открывший явление электрической дуги; Иоасаф Чистяков, профессор Московского государственного университета, основатель и редактор журнала «Математическое образование».

       Курская земля питала своими живительными соками и таких замечательных ученых-исследователей, как академик Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук, селекционер Дмитрий Брежнев. Создатель биологической промышленности Николай Диковский. Основоположник научного мостостроения инженер Дмитрий Журавский. Крупный ученый в области металловедения, академик Георгий Курдюмов. Главный архитектор легендарного Днепростроя, первый вице-президент Международного Союза архитекторов Георгий Орлов. Один из создателей ракетной установки «Катюша» Борис Петропавловский. Талантливейший археолог, руководивший раскопками древних курганов, профессор Дмитрий Самоквасов. Основатель Московского института прикладной минералогии Николай Федоровский. Особое место среди ученых занимает один из создателей ракетного щита России Сергей Непобедимый, названный Человеком года.

       Им на смену идет молодая научная поросль. Юноши и девушки области давно поняли: быть высокообразованным человеком – это престижно. Особенно в условиях рыночной экономики, в век электроники и информатизации.

В помощь им – целый ряд высших учебных заведений, старейшими из которых являются Курский медицинский, Курский государственный, Юго-Западный государственный университеты, Курская сельскохозяйственная академия, десятки колледжей, училищ, гимназий, лицеев и школ. Нынешнему поколению курских ученых и студентов подвластны космические высоты и новейшие цифровые технологии.

       С учетом этих факторов перестраивают свою работу и все крупнейшие промышленные предприятия и агропромышленный комплекс области. Ныне куряне добывают железную руду и производят металлургическое сырье, в том числе и на экспорт, вырабатывают электроэнергию на атомной электростанции, выпускают синтетические волокна и ткани, резиновые изделия,  аккумуляторы, передвижные электростанции, изделия для оборонной промышленности, трикотаж, обувь, сельскохозяйственную продукцию, композитные материалы. В области сформировался земельный рынок и полноценная система землепользования.

       И с этой точки зрения соловьиный край России превращается в регион европейской привлекательности. На Средне-Русский экономический форум сюда съезжаются тысячи деловых людей не только из регионов России, но и многих зарубежных стран.

       А  в конце лета на курскую землю всегда приходит праздник победы русского оружия и русского духа в знаменитой Курской битве.     

  Это грандиозное и беспрецедентное событие Великой Отечественной войны несопоставимо ни с каким-либо иным  противостоянием в истории войн народов всего мира. Курская битва – это как пароль победы над темными силами зла.

       Знатоки военного искусства и военной истории уже сказали свое слово о ней. Но такие события трудно уложить в рамки только военной науки, привычных оценок. Ибо здесь – дух народа, воля к победе, честь и достоинство нации.

       Эта битва развернулась на южных склонах Великой Русской равнины после Сталинградского сражения, длившегося 200 дней и ночей. Там, на Волге, был сломлен  дух и развеян миф о непобедимости гитлеровской армии. И здесь, под Курском, взошла звезда победы над гитлеровской чумой. Битва на «огненной дуге» длилась 50 дней и ночей знойного лета 1943 года. И после этой битвы фашисты уже не смогли оказать решающего сопротивления Красной Армии.

       О жестокости варваров XX века убедительно свидетельствую 450 дней фашистской оккупации Курска. Голод, разруха, расстрелы мирных жителей, плач угоняемых в неволю молодых курян… Почти три тысячи казненных, десять тысяч угнанных в Германию, более десяти тысяч умерших от голода – вот кровавый след оккупантов.

       Были разрушены все государственные предприятия, около двух тысяч жилых домов. Сожжены здания школ, больниц, театра, цирка, Дома Красной Армии, кинотеатра, медицинского и педагогического институтов, гостиницы, вокзала. Выведены из строя водопровод, мосты, нарушены транспортные магистрали…

       Таким увидели Курск его освободители, воины 60 армии генерала И.Д.Черняховского, водрузившие 8 февраля 1943 года знамя победы над городом…

         Город торжественно встречал своих освободителей, отдавая последние почести павшим, среди которых был и командир вошедшей в Курск дивизии полковник С.Н.Перекальский, с почестями похороненный на воинском кладбище  Курска.

       Курская область - за мужество и стойкость, проявленную курянами в годы Великой Отечественной войны, и за успехи в восстановлении и развитии народного хозяйства - была отмечена высшей наградой того времени – орденом Ленина. А Курск награжден орденом Отечественной войны 1 степени и удостоен почетного звания «Город воинской славы».

       Высока цена  этой победы. На полях сражений, в немецкой неволе пало или пропало без вести более 200 тысяч курян, имена которых занесены в «Книгу памяти».

       На курской земле свыше 400 памятников боевой славы. И к каждому из них 9 мая, в светлый День Победы, и 23 августа, в годовщину победы на Курской дуге, ложатся букеты цветов.

 

Под сенью Богородицы

 

         Каждая мировая культура движется в своем историческом времени. И не случайно нас волнует прошлое, заботит настоящее и манит таинственное будущее.

       Завершилась величественная, увенчанная трагизмом, обретениями и потерями, взлетами человеческого духа эпоха длиною в две тысячи лет. И мы, христиане, счастливы хотя бы потому, что стали свидетелями этой исторической развилки между веком двадцатым и двадцать первым и благополучно перешагнули в  третье тысячелетие от рождества Христова.

       Мы переживаем духоподъемное время, когда в душах наших воцаряется умиротворение, потому что с новой силой проявились православные корни Российского древа. Через веру православную и сердца добреют, и умы светлеют. Кажется, Создатель наш услышал проникновенные слова святейшего патриарха Тихона, обращенные им к народам России в разгул богоборчества 1918 года: «Богатые и бедные, ученые и простецы, старики и юноши, девы, младенцы – соединитесь все вместе и умоляйте милосердие Божье о помиловании и спасении России…».

Еще свежи в нашей памяти великие вечерни, благодарственные молебны и Божественные литургии, прозвучавшие во всех православных храмах и соборах священной курской земли в дни 2000-летия Рождества Христова. Тот год был памятен для курян и тем, что Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил среди 1154 новомучеников и исповедников российских XX столетия и служителей Курской епархии: архиепископа Дамиана (Воскресенского), епископа Рыльского Иоанна (Пашина), архиепископов Курских Онуфрия (Гагалюка), Иувеналия (Масловского), Павлина (Крошечкина), расстрелянных в 1937-1938 годах… Хранить вечную память Россия всегда умела. Как и возвышать святых праведников.

       На древней курской земле немало замечательных памятников истории и культуры. Одним из наиболее значимых из них, бесспорно, является Коренная Рождество-Богородицкая пустынь, расположенная в местечке Свобода Золотухинского района.

       Побывавший здесь в сентябре 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй назвал Коренную пустынь третьим духовным центром России наряду с Сергиевской лаврой и Дивеевской обителью в Нижегородской области.

       Курская пустынь возникла в 1597 году на месте явления Коренной иконы Богоматери «Знамение» по указу царя Федора Иоанновича. В 1995 году весь православный мир отметил 700-летие со дня обретения этой духовной святыни Курского края.

       С этим образом Пресвятой Богородицы тесно связана история Курского крестного хода. Впервые он состоялся в 1618 году, в девятую пятницу по Пасхе по высочайшему Указу царя Михаила Федоровича.

       В тот летний день чудотворная икона была торжественно перенесена из Знаменского монастыря Курска (основан в 1612 году) в «пустыньку, что на корню».

       И эта прекрасная традиция была грубо прервана пришедшими к власти в 1917 году большевиками, превратившими Россию в богоборческое государство.

       С передачей Коренной пустыни Курской епархии, прежде всего, был возрожден крестный ход. Он состоялся 15 июня 1990 года, как и ранее, в девятую пятницу по Пасхе. Протяженность его была всего лишь 900 метров, внутри монастырской ограды. Но уже через год крестный ход в Коренную пустынь обрел силу всенародного праздника - с тысячами паломников со всей округи, а также верующими из дальнего и ближнего зарубежья.

       Под сенью Богородицы родилась и знаменитая некогда Курская коренная ярмарка, на протяжении нескольких столетий пользующаяся славой не только у российских торговцев, но и негоциантов Европы и Малой Азии.

       Торговали товарами на все случаи жизни – от швейных иголок и пуговиц до верхней одежды, убранства домов, съестными изделиями как своими, так и заморскими – из Италии, Персии, Малой Азии, Турции, Греции, Ионических островов, Австрии…

       Но самыми заметными были конские торги. Они начинались за несколько дней до официального открытия ярмарки. Здесь закупали лошадей для армии и царских конюшен. Табуны в 4-5 тысяч голов сгоняли со всей Центральной России.

       Торговый оборот Курской Коренной ярмарки достигал 7 млн. рублей – громадная по тем временам сумма!

       Однако в 1876 году ярмарку перевели в губернский центр – Курск и она постепенно потеряла свое былое значение.

       Но в конце сентября 2001 года, в День Крестного хода и День города Курска вновь заявила о себе Межрегиональная универсальная оптово-розничная Курская Коренная ярмарка на своем историческом месте. Возродить ее взялись отделение Российского Фонда славянской письменности и культуры, общественный фонд православных традиций, торгово-промышленная палата, управление Курской епархии, историко-культурный центр «Коренная пустынь», местные власти. И вновь под сенью Богородицы – Знаменской иконы чудотворной Курской Коренной возродилось на древней курской земле великое торжище.

       Так духовное соединяется с земным, поддерживается естественный интерес курян к жизни активной, праведной, к высокому и благородному.

В курском крае – раздолье для туристов. К их услугам – около 60 памятников природы. Среди них знаменитая усадьба «Марьино» князей Барятинских под Рыльском, а под Курском - «Знаменская роща», парки «Моква», «Лебяжье», урочище «Крутой лог».

       В долинах рек, в надпойменных террасах, вокруг озер и прудов  (а их в области свыше 700) обитает много дичи и сосредоточена богатейшая растительность. На курской земле – 56 видов млекопитающих, половина из которых относится к промысловым; 266 видов птиц; около 30 видов рыб.

       К памятникам природы отнесены также Гладиолусовые луга и Карыжский лес в Глушковском районе. В лугах растут дикие гладиолусы необыкновенной красоты: во время их цветения десятки тысяч экзотических растений образуют огромный розовый ковер, самой Природой раскинутый в пойме Сейма. А на левом, возвышенном берегу этой реки более чем на 1800 гектарах расположился заказник, охраняемый не только экологами, но и государством Карыжский лес с  редчайшими для здешних мест породами сосны, дуба, орешника, ели…

Из этого урочища открывается живописная пойма Сейма с лугами, старицами и болотами.

       Всемирно известны знаменитые курские аномалии – Магнитная и Ботаническая. На сотни километров с северо-запада на юго-восток протянулась великая железорудная гряда. Эта одна из крупнейших в мире природная кладовая железных руд (запасов ее хватит как минимум на 300 лет) сделала Курскую и Белгородскую области опорным краем державы. На основе этих руд действуют три крупных горно-обогатительных комбината – Михайловский, Лебединский, Стойленский и электрометаллургический комбинат в Старом Осколе. Металлургическое сырье и готовый прокат продаются в десятки стран мира.

       На территории этих соседних областей, на протяжении веков составлявших единое целое, располагается еще одна природная достопримечательность – Центрально-Черноземный биосферный  заповедник имени профессора В.В.Алехина. Этот ученый, уроженец Курска, первым исследовал уникальные степи и поставил перед правительством страны вопрос об их охране.

       Заповеднику уже 80 лет. Он включен в сообщество международных биосферных заповедников и стал всемирной лабораторией ученых-ботаников, метеорологов, гидрологов, зоологов, географов. Здесь проводятся различные эксперименты по воздействию человека на среду обитания.

       Трудно представить курский пейзаж без лесов, степей, холмов, рек и озер, заповедных уголков, где обитают редкие птицы и млекопитающие животные, растут уникальные растения, которые создают особое чувство времени и красоты.

       Вольный Сейм и тихая Тускарь, задумчивый Псёл и омутовая Свапа, не громкоголосые Суджа и Рать…Эти реки стали причалами Курска и Рыльска, Льгова и Обояни, Дмитриева и Железногорска…

         Здесь, в общении с природой, иной ход времени. Свои таинства. Скрещение эпох, украсивших этот благословенный край. Здесь особенно ярко проявляется чувство Родины, наших корней.

Конечно, как и большинству россиян, непросто живется ныне и курянам. Но, постепенно адаптируясь к рыночной экономике, они вновь собираются с силами, и, опираясь на опыт своих предшественников, на духовную мощь и соборность русских людей, преодолевают свалившиеся на них невзгоды и идут по жизни новыми путями, отчасти уже пройденными курскими купцами и дворянами, интеллигенцией и простолюдинами, отчасти еще неведомыми.

       И верится, каким бы путем не пошел курянин, он сохранит в душе и красоту своей земли, и память о предках, и гордость за славную историю своего края.

 

 

 

Joomla